Вход RSS Форум по заработку на сайтах
Сапа
Продажа ссылок. посещаемость не важна. Сапа- наше все!

Профит
Для посещаемых сайтов от 500 хостов.

GoGetLinks
Для сайтов с параметрами. Очень высокий заработок!
Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

 
 
 
 
 
Прокручивать шапку
 

Какую ПС вы больше любите, как вебмастер?

Загрузка ... Загрузка ...
Архив голосований
 
 
 
 
 

Крах доткомов 2015

11.04.2011 от YBV

В далеком для современных пользователей интернета 2000 году случилось страшное — пузырь лопнул. И ладно бы, если бы это была чекушка в кармане дяди Васи, так нет — это был экономический пузырь в сфере интернет технологий. Дотком в данном случае означает дословный перевод с английского  «.com» — именно в этой доменной зоне располагались, располагаются и будут располагаться наиболее известные миру интернет сайты.

Как это произошло в 2000 году? Интернет набирал силу, инвесторы вкладывались в различные компании, которые обещали миллионные прибыли. Стоимость акций этих компаний росла как на дрожжах. Под эту стоимость компании брали кредиты на рекламу своих проектов. Хотя фактической прибыли компании не приносили, кредиты им выдавались под растущую стоимость акций. Например, мой пакет акций стоит 100 рублей. Я беру кредит на 50 рублей. За пару месяцев акции вырастают в цене вдвое до 200 рублей. Я продаю 25% акций и возвращаю кредит, и на кармане у меня остается еще 150 рублей в акциях новой стоимости. В реальности все еще хлеще. Компании выпускают дополнительные акции, чтобы не терять такие большие пакеты как 25% в нашем примере. И каждый раз размер кредитов возрастает соизмеримо стоимости акций.

Пузырь доткомов для чайников

И вот в один прекрасный момент крупный инвестор хочет продать свой пакет акций, выставляет его на биржу по текущей цене. А его… никто не покупает. Тогда он снижает цену… а никто не покупает — дураки на рынке закончились. Видя такое дело, другие инвесторы спешат избавиться от своих акций по еще более низкой цене и… обваливают биржу. Стоимость акций  интернет компаний падает в десятки, а то и сотни раз. Вспомним наш пример: я должен 50 рублей, а акции мои теперь стоят 1 рубль, где мне взять 49 рублей? Если бы мой дотком приносил прибыль, соизмеримую по срокам возврата кредита хотя бы со средней ипотекой, т.е. 10-20 лет, в нашем примере рубля 2-3 в год хотя бы, я бы реструктуризировал задолженность на 10 лет, кредиторы пошли бы навстречу.  Но если мой дотком приносит в год 1 рубль прибыли, то кредит, да еще с процентами, мне не вернуть и за 50 лет. В этом случае кредиторы забирают все активы компании и распродают с молотка то, что стоит реальных денег.

Что происходит 11 лет спустя в 2011 году? Акции компании Facebook стоят 70 млрд.$ При этом прибыль компании всего 1 млрд.$ Акции компании растут в цене по 40% за месяц. Прибыль растет тоже по 40%,  но… за год. В 2009 году прибыль составила 710 млн.$, в 2010 ожидается после всех бухгалтерских подсчетов 1 млрд.$. Вот это и есть классический экономический пузырь. Когда он лопнет? Когда акции разрешат свободно продавать. Т.е., после выхода  Facebook на IPO в 2012 году. Предыдущий бум IPO прошел в 1999 году, когда сотни интернет компаний выходили на публичный рынок акций. Ничего не напоминает?

Тогда в 99 году, сотни компаний привлекли порядка 200 млрд.$ А сейчас планируемая капитализация фейсбука на момент IPO составит порядка 500 млрд.$. Т.е., его одного хватит, чтобы обвалить весь рынок и утянуть за собой на дно остальных. Конечно, с самим фейсбуком ничего не случится. Это очень необычная компания,  и она все-таки прибыльная, что там ни говори. Туго придется остальным.

Попробуем разобраться, чем же пузырь доткомов грозит нам, обычным владельцам сайтов. Крах доткомов вызовет, как и в прошлый раз, сокращение рекламных бюджетов, ведь кредиты на них давать перестанут, да и количество самих  рекламодателей сильно сократится из-за волны банкротств. В первую очередь пострадают сайты, получающие основную прибыль от рекламы. Если проект не предоставляет платный сервис, то его доходы резко упадут в разы. Платить копирайтерам, модераторам и прочему техническому персоналу будет нечем. Наполнение сайта новым контентом замедлится, а это оттолкнет от него пользователей. Зато вырастет популярность истинных WEB2.0 вебсайтов, наполняемых самими пользователями.

Болезнь легче предупредить, чем лечить. Что можно сделать уже сейчас? Не брать и не давать кредиты под стартапы, окупаемость которых более года. Не вкладывать деньги в венчурные фонды. В своих проектах уделить особое внимание разделам обратной связи с пользователями — форуму, системе комментариев и оценок. Постараться разработать недорогой, не обязательно уникальный и сложный, но сервис, за который можно брать деньги с посетителей. Начать экономить на расходах. Продать часть сайтов, если их много. Формировать стабилизационный фонд своего проекта в денежном эквиваленте, чтобы пустить эту заначку в ход, когда настанут смутные времена.

А они настанут. Знакомьтесь:

2015
1 комментарий на запись “Крах доткомов 2015”
Комментировать

(обязательно)

(обязательно)


CAPTCHA
*